Рынок исследований подтвердил, что он жив

13:43 31 марта 2010 года

Ежегодный экспертный опрос, проведённый Гильдией Маркетологов показал, что условия «естественного отбора» в ходе кризиса не повлекли катастрофы для рынка исследований. Исчезновения ряда компаний рассматривается, скорее, как положительный результат – уходят наименее компетентные игроки, остаются проверенные. Самое же главное – деловое сообщество, похоже, с каждым годом все твёрже убеждается, что исследования рынка необходимы и в них стоит вкладывать деньги.

 

 

Каждый третий оказался слаб

 

По мнению участников опроса в 2009-м году количество исследовательских компаний, реально работающих на рынке, сократилось на треть. В справочниках и базах данных можно найти до 600 фирм, организаций и временных коллективов, заявляющих себя в качестве исследовательских. Однако, по количеству реально работающих компаний рынок маркетинговых исследований вернулся к уровню 2004-2005 гг.

 

При этом из крупных и известных средних компаний практически никто не покинул рынок. Очевидно, что сокращение произошло за счет небольших и непрофильных коллективов.

 

 

Обороты на месте

 

По обобщённой оценке экспертов-участников опроса, объем рынка маркетинговых и социологических (они составляют не более 5% от общего объема) исследований в рублях за 2009 год практически не изменился и составляет, как и в 2008-м году около 8,5-9 млрд.

 

При этом в долларах объемные показатели снизились на 20% (пропорционально росту среднегодового курса доллара по отношению к российскому рублю) и составили около 285 млн.

 

В начале 2010-го года были обнародованы оценки общественного объединения ОИРОМ, полученные путем тайной оценки оборотов 15-20 исследовательских компаний членов объединения и экспертной оценки совокупной доли членов ОИРОМ на рынке исследований. По оценке ОИРОМ объем рынка исследований в России в 2009-м году составил 265 млн. долларов США.

 

Таким образом, расхождения между оценками Гильдии и ОИРОМ, полученными различными методами не превысили 10%. При этом ОИРОМ традиционно оценивает рынок более скромно.

 

 

Рынок гигантов и «классиков»

 

По частной экспертной оценке (источник не назван), которая так же приводится в отчёте Гильдии Маркетологов, около 65% рынка приходится на долю 10-15 крупных исследовательских компаний. Половина из них является дочерними структурами международных исследовательских и/ или коммуникационных холдингов.

 

Около 20% рынка – совокупная доля 30-35 компаний среднего размера. 5-7% - делят между собой 15-20 узко специализированных компаний. И 8-10% рынка приходятся на долю 120-140 небольших компаний.

 

На долю социологических и политологических исследований приходится не более 5% от стоимостного объема рынка исследований. 5-6% - потребительские панели. 8-10% - медиа исследования, включая интернет. 9-11% - ритейл –аудит. 70-75% рынка это - классический маркет-рисеч, эдхок. Эти данные также получены из частной экспертной оценки, не связанной с большим опросом 2009-го года.

 

Настроения участников опроса в конце 2009-го года стали намного более оптимистичными по сравнению с концом 2008-го года. Так в конце 2008-го года более 40% участников опроса Гильдии считали, что в 2009-м году объем рынка исследований «значительно сократится.

 

Еще раз с удовольствием отметим, что эти опасения не оправдались. Лишь один из семи экспертов год назад прогнозировал стабильность объемных показателей, а один из шести – рост рынка. Теперь «значительное сокращение» объема рынка прогнозируют только 13% экспертов.

 

В конце 2009-го почти половина участников опроса прогнозировали, что в 2010-м году объемы рынка маркетинговых исследований возрастут. Каждый десятый эксперт рассчитывает на «существенный» рост рынка - на 20% и более.

 

 

Консультанты в плюсе

 

Смежный с исследовательским рынок маркетинговго консалтинга в 2009-м году испытывал разнонаправленные воздействия. В выигрыше оказались те, кто нацелен на поиск решений для бизнеса, сложнее пришлось тем, чья деятельность связано с «сопровождением» и продвижением.

 

С одной стороны – сокращение маркетинговых бюджетов, имевшее место в начале года, толкнуло платежеспособный спрос на услуги консультантов вниз. Особенно сильно это сказалось на доходах брендинговых агентств.

 

С другой стороны, очевидно и весьма резкое изменение внешней среды и поведения потребителей объективно подталкивало руководство компаний как потребительского, так и промышленного секторов к обращению за помощью в определении новой стратегии к консультантам.

 

По мнению участников опроса в 2009-м году очень сильно (почти на 30%) сократилось количество компаний реально работающих в сфере маркетингового консалтинга. Помимо фантомных компаний этот рынок частично покинули и те, для кого маркетинговый консалтинг не являлся профильной сферой деятельности: рекламные агентства, аудиторы, IT-консультанты и т.п.

 

В результате объем рынка маркетингового консалтинга в рублях вырос на 7-10% (до примерно 3,5 млрд.), а в долларах сократился на 10-12%, и по взвешенной оценке составил 114 млн. долларов США.  При этом разброс оценок был практически пятикратным – от 50 до 250 млн.

 

При этом стоит отметить такой факт, что средний оборот, приходящийся на одну маркетинговую консалтинговую компанию, вырос по сравнению с 2008-м годом в 1,5 раза: с 20 до 30 миллионов рублей. Долларовые показатели скромнее, но тоже очень хороши: рост с 800 тысяч до миллиона долларов годового оборота.

 

Ожидания участников экспертного опроса Гильдии Маркетологов относительно 2010-го года также значительно сдвинулись в положительную область.

 

42% экспертов ожидают роста рынка маркетингового консалтинга; 25% - сохранения объемов прошлого года и 33% - сокращения рынка. В конце года цифры по ожиданиям были: 33, 7 и 60%, соответственно.

 

 

Штаты и бюджеты

 

Около половины участников исследования заявили, что в их компаниях никаких изменений численного состава, в том числе по маркетинговым подразделениям, в 2009-м году не произошло.

 

В каждой четвертой компании служба / отдел маркетинга даже пополнились новыми (дополнительными) сотрудниками, причем – в каждой восьмой компании пополнение было весьма значительным.

 

И лишь в одной из пяти компаний имело место сокращение маркетингового персонала; в каждой десятой – значительное.

 

Что касается маркетинговых бюджетов, то по данному вопросу компании, участвовавшие в опросе, разделились на три практически равные группы.

 

Треть компаний заявили, что маркетинговые бюджеты у них выросли по сравнению с 2008-м годом. Причем у каждой пятой из них (6% от общего количества компаний – участниц исследования) рост был весьма значительным – на 50% и более. Что значительно перекрывает показатели инфляции как в потребительском секторе, так и в промышленном.

 

Ещё треть компаний говорят, что бюджет маркетинга не изменился по сравнению с 2008-м годом. Что - в общем-то совсем и не плохо; в условиях экономического спада.

 

Наконец, ещё у трети компаний, участвовавших в опросе, произошло сокращение маркетингового бюджета в 2009-м году. В каждой пятой из компаний этой группы (6% от общего количества компаний – участниц исследования) снижение было весьма значительным – в два-три раза, и более.

 

На основании полученных данных президент Гильдии Маркетологов Игорь Березин сделал осторожный вывод о том, что маркетинговые бюджеты компаний – участниц опроса в 2009-м году остались примерно на уровне 2008-го года.

 

Ожидания на 2010-й год - оптимистичнее. В более чем половине компаний ожидается рост маркетинговых бюджетов. В каждой девятой компании – значительный рост – на 50% и более. Треть компаний заявляют о сохранении объемов маркетинговых бюджетов на уровне 2009-го года.

 

Лишь в 9% компаний маркетинговый бюджет в 2010-м году будет сокращен. И только у 1% ожидается значительное сокращение маркетингового бюджета – в два-три раза, и более. В целом  данные исследования говорят, что в целом по кругу компаний – участников опроса ожидается рост маркетинговых бюджетов в 2010-м году на 15-17% по сравнению с 2009-м годом.

 

 

В девятом Ежегодном опросе Гильдии Маркетологов «О развитии рынка маркетинговых услуг в России» приняли участие 458 экспертов.

Половина из них являются руководителями (или заместителями руководителей) компаний. Каждый пятый – руководитель службы или отдела маркетинга. 15% - специалисты отделов маркетинга, 5% - консультанты.

Треть экспертов представляют крупные компании, треть – средние и еще треть – небольшие.

Половина участников опроса – москвичи; вторая – представляет 30 крупных российских городов.

Половина экспертов работает в сфере рекламы, маркетингового консалтинга и исследований рынка; вторая – в торговле (13%), производстве (19%) и сфере услуг (23%).

 

В 14% компаний, чьи представители участвовали в опросе, нет подразделения маркетинга. В 7 компаниях (1,5%) отдел маркетинга был сокращен именно в связи с экономическим кризисом. У половины компаний численность отдела маркетинга не превышает пяти человек. В одной из восьми компаний в данном подразделении трудится более 20 человек. Средний размер отдела маркетинга – 11 человек.

Опрос был завершён 27 декабря 2009 года.

 

 

источник: marketologi.ru