12:06 29 октября 2010 года
Игроки рынка сходятся во мнении, что одним из ключевых моментов в открытии нового ночного клуба является поиск подходящего места и помещения, которое должно отвечать определенным техническим требованиям.
Большинство клубов на сегодняшний день расположены в центре столицы, отмечают специалисты «ГдеЭтотДом.РУ». И это неудивительно, ведь все, что находится в пределах Садового кольца, всегда привлекательно для любителей ночной жизни. На Тверской улице даже в полночь можно попасть в пробку. Новый Арбат представляет собой так называемый «развлекательный коридор».
Базовые требования
Центральный административный округ Москвы остается самым желанным местом для открытия бизнеса в сфере ночных развлечений. «Цены на аренду достаточно сильно различаются, я бы не стал давать какие-то средние значения. Многое зависит от культовости, раскрученности места, транспортной доступности, типа самого помещения. В целом, ставки могут находиться в диапазоне 400-1500 долларов за 1 кв.м в год», - рассказывает директор «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость» Юрий Тараненко.
Однако при всем этом, подходящих помещений для ночных клубов не так много. Во-первых, нужно сразу исключить те, которые находятся на первых этажах жилых домов. Вряд ли местные жители будут в восторге от идеи ночного клуба под окнами, а это, в свою очередь, грозит проблемами с органами милиции. Кроме того, отмечают игроки рынка, на такое помещение будет довольно сложно получить все необходимые документы, так как присутствуют ограничения по уровню шума и другие.
Еще одна сложность при поиске помещения – это близость к метро. Ведь посетителями клуба являются молодежь, большая часть из которых возвращается домой на метро. Впрочем, если проект рассчитан на более состоятельную публику, то становится актуальным вопрос удобного подъезда на машине или, еще лучше, собственная парковка у клуба.
Кроме того, само помещение должно отвечать набору технических требований. Например, потолки должны быть не менее пяти-шести метров, нужна хорошая система кондиционирования. И, если ремонт помещения не потребует значительных инвестиций, то вот на световое и звуковое оборудование придется потратиться, рассказывают игроки рынка.
Как и в любом бизнесе, стоимость аренды помещения под размещение ночного клуба зависит от местоположения объекта и размера площади. «В отличие от торговых помещений формата street-retail, где важную роль играет первая линия домов, наличие витрин, первый этаж, для ночного клуба эти требования не принципиальны, – рассказзывает ведущий специалист департамента торговой недвижимости Paul’sYardМаксим Иконников. - Ставка аренды сравнительно небольшая для формата street-retail, однако за счет большого объема площадей размер аренды находится в таком диапазоне».
Лучший вариант
Наибольшей популярностью пользуются помещения площадью 200-300 кв.м внутри Садового кольца. «Более крупные форматы - 1000-2000 кв.м - предпочитают арендовать между Садовым и третьим транспортным кольцом, – говорит директор «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость»Юрий Тараненко. - Такие помещения можно найти в том числе и в бывших промышленных зданиях после реконструкции». В компании Paul’sYard считают, что по площади наиболее востребованный формат 800 – 1 500 кв. м, в некоторых случаях до 2000 кв. м.
Для профессиональных консультантов рынка недвижимости этот вид бизнеса не совсем прозрачен. «Тем не менее, могу предположить, что сроки окупаемости находятся в границах 3-5 лет. В такие проекты вкладываются те, кто хорошо знает этот бизнес и работает в нем много лет. Клубы обычно держатся на пике известности, на слуху около 2-3 лет, а затем продолжают работать с уже сложившейся аудиторией», - размышляет Юрий Тараненко.
Цена и риски
В целом же, клубный бизнес довольно специфичный и больше похож на русскую рулетку. Дело в том, что очень сложно предвидеть, выстрелит проект или нет. Успех нового клуба зависит не столько от количества инвестированных денег, сколько от атмосферы, которая может понравиться посетителям, а может и нет. Вот почему новые ночные клубы, как правило открываются на деньги частных инвесторов. «Случайные люди в такие проекты обычно не вкладываются, как правило, инвесторами выступают те, кто уже имеет отношение к сфере развлечений, звезды шоу-бизнеса, – рассказывает заместитель директора департамента инвестиционных продаж NAI Becar Сергей Чагин. - Инвестирование проекта происходит несколькими партнерами, зачастую один или более из которых имеют связи во властных структурах».
Однако инвестиции в ночной клуб удовольствие недешевое. В среднем для Москвы проект потребует вложений в размере 1 млн долларов. «Мне не известны случаи, чтобы банки давали кредиты под подобные проекты, инвестирование происходит собственными средствами партнеров. Для банков ночной клуб – довольно рискованные бизнес, если за год партнеры не выйдут на прибыль (т.е. вложения не окупятся), то клуб нужно просто закрывать. Для крупных банков масштаб возможной сделки слишком мал, для небольших банков – слишком непредсказуем», - рассказывает Сергей Чагин.
Сами банки, опрошенные нами, заявляют, что условия кредитования такого бизнеса стандартные, как для любых других видов предпринимательской деятельности, без повышающих или понижающих коэффициентов. Например, банк ВТБ24 выдает кредиты малому бизнесу на развитие бизнеса на сумму до 143 миллионов рублей. Соответственно, если компания, которая собирается взять кредит на открытие клуба, работает на рынке уже как минимум полгода с прибылью, она может обратиться в банк и получить кредит на стандартных условиях. «Правда, обычно открывают клубы частные лица, а не организации, причем начиная с нуля, открывая новое юридическое лицо, - считает начальник пресс-службы банка ВТБ 24 Анна Амелькина. - В данном случае получить кредит на условиях, на которых получает их малый бизнес, будет достаточно затруднительно. Предпринимателям можно посоветовать взять нецелевой ипотечный кредит или потребительский кредит».
Статистика клубной жизни от ГдеЭтотДом.РУ:
- По состоянию на октябрь 2010 года в Москве работают более 400 ночных клубов
- Ежегодно в столице открывается около 40 ночных клубов и столько же закрывается
- Около 25% ночных заведений с 2008 года находятся на грани дефолта
- Средний срок жизни ночного заведения составляет 3 года
- В России зарегистрировано 1,5 тыс. ночных заведений
- Общий оборот клубной индустрии в России оценивается экспертами в 11 млрд долларов
- Расходы на открытие модного ночного клуба высокого уровня могут составлять от 2 до 15 млн долларов
- Средняя стоимость организации мероприятия в ночном клубе Москвы составляет в 2010 году 45 тыс. долларов
- Аудитория ночных клубов Москвы и Санкт-Петербурга превысила в 2010 году 3 млн человек
- Средние расходы одного посетителя ночного клуба в обеих столицах составляют 1,8 тыс рублей
- Только на празднование Хэллоуина-2010 ночные клубы Москвы готовы планируют потратить более 10 млн долларов
Классификация ночных клубов Москвы
- «модные» клубы, предлагающие посетителям танцы, спиртное и DJ-музыку (Famuos, Raй, Opera, Fabrique, Pacha Moscow)
- танцевальные демократичные клубы (Sorry babushka, «Пропаганда», Real McCoy)
- клубы с живой музыкой («Кризис Жанра», «Китайский летчик»)
- интеллектуальные заведения, предполагающие совмещение форматов. Клуб может дополняться книжным магазином, картинной галереей, музыкальным салоном и т. п. («Проект О.Г.И.», «Билингва»)
- специализированные клубы (клубы для узких социальных групп, секс-меньшинств: Небеса, Шарм, Секрет, 69, Три Обезьяны; клубы-рестораны, закрытые клубы «для своих»: Denis Simachёv, Чапурин бар и т. д.)
Основные различия между ночными клубами Москвы и Европы
Для московских клубов характерна некая вычурность, помпезность. Европейские же клубы внешне имеют более сдержанный дизайн, иногда если вы не увидите вывески, то и в жизни не подумаете, что в этом здании находится крупный и популярный ночной клуб. В Москве для клубов часто строят отдельные здания или выкупают что-нибудь масштабное и полу- или полностью заброшенное (например, котельную или крупный магазин).
Естественно, что это стоит больших денег, поэтому для Европы такая расточительность – это нонсенс. Там можно зачастую встретить ночные клубы, расположенные на первом или первом и втором этажах жилых домов. Конечно, в таком случае могут быть очень недовольны жильцы этих домов, но администрация решает этот вопрос с помощью дополнительной звукоизоляции и специальных ценовых льгот для жильцов на входбар в этом клубе.
Стоит ли говорить, что цены в московских клубах в несколько раз превышают своих европейских собратьев. Впрочем, чего вы хотите, ведь Москва скоро станет самым дорогим городом мира. Обидно только то, что за те большие деньги, которые вы платите в московских клубах, вы не всегда получаете действительно качественный и достойный сервис.
В Европе люди одеваются для посещения ночного клуба в удобную одежду – футболки, джинсы, кроссовки. То есть такую, в которой удобно танцевать и которая никак не ограничивает движения. Кстати, это характерно для стиля одежды европейцев в целом – если обстановка не требует определенного стиля в одежде, то они одеваются просто, удобно и неброско.
Для Европы дорогая и модная одежда не является показателем богатства и успешности человека. В Москве же люди, собираясь идти в ночной клуб, одеваются очень стильно и дорого, но далеко не всегда в удобную для них самих одежду. Причиной этому несколько факторов – в России принято считать, что чем лучше человек одет, тем он богаче. Да и, кроме того, одетый в простую одежду человек может даже не подходить к элитному московскому ночному клубу – вход туда ему будет однозначно заказан.
В плане фейс-контроля и дресс-кода московские и европейские ночные клубы, по всей видимости, в наибольшей степени отличаются друг от друга. И опять же клубы Москвы показывают себя не самым лучшим образом. Их суровые охранники-громилы могут завернуть вас, потому что вы им лично не понравились, при этом не дав вам абсолютно никаких объяснений. А если вы парень и собираетесь возмущаться, то лучше вам этого не делать. Ситуация с дресс-кодом еще хуже – одетого по-простому человека не пустят в клуб. Кроме того, политика большинства элитных московских клубов такова, что там терпеть не могут людей, обутых в спортивную обувь.
Что касается Европы, то там совершенно иная ситуация. Да, общая демократичность страны явно сказывается на всех аспектах жизни ее населения. Европейские ночные клубы отличаются от московских гораздо большим либерализмом к своим посетителям. В клуб не пускают, только если человек явно находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, ведет себя агрессивно; одет очень уж бедно или в очень уж грязную одежду; если он, по мнению охранников, не достиг совершеннолетия, то его могут попросить предъявить документы; если клуб переполнен посетителями.
В отношении музыкального наполнения московские клубы снова сильно уступают европейским. В России большинство населения совершенно неграмотны в плане электронной музыки. Люди в общем у нас слушают в основном только поп и рок, а в более интеллектуальной музыке, например электронной, не разбираются и не хотят разбираться. Они приходят в клуб, чтобы потанцевать, выпить, отдохнуть в компании друзей. И им нет совершенно никакого дела, кто создает эту музыку, под которую они отрываются.
Особенно смешны случаи, когда в клуб приезжает известный зарубежный диджей, и играет свой собственный трек, а люди даже не догадываются, что автор трека выступает перед ними. В Европе всё обстоит совершенно иначе – там посетители клубов очень грамотны в музыкальном плане. Европейцы приходят в клубы не только, чтобы просто расслабиться, но, также, музыкально окультуриться, послушать треки и ремиксы того или иного известного диджея.