10:24 07 апреля 2009 года
О видимых и скрытых «подводных камнях» информационного рынка директор крупнейшей на Северо-Западе России консалтинговой компании «Институт проблем предпринимательства» Владимир Романовский говорит весьма откровенно и со знанием дела – ведь он может видеть ситуацию сразу с двух точек: производителя и потребителя.
- Насколько по вашей оценке консалтинговый бизнес обеспечен информацией?
- Традиционно консультантам информация нужна, прежде всего, для выпуска своего продукта. Поэтому мы являемся постоянным и устойчивым потребителем деловой информации. Причем не только экономической, но и социальной и политической, поскольку значение этих факторов для бизнеса никак нельзя недооценивать.
К сожалению, наш информационный рынок находится в плачевном состоянии. Причин много, разных.
Первая – рынок не сформирован, как таковой. Правила административного и экономического регулирования установлены и внедрены в недостаточной степени, участников процесса мало, соответственно – их отбор находится в зачаточном состоянии.
Примеры известны всем: одно из крупнейших агентств деловой информации, которое, с одной стороны, предоставляет своим клиентам данные (и рекомендации!) по рынкам ценных бумаг, а с другой стороны - самостоятельно играет на этом рынке, но, едва наступает кризисный период, несет на этом огромные убытки и фактически объявляет дефолт. У агентства формируется новый пул собственников, но ни слова о том, что меняется отношение к методологии сбора и анализа деловой информации, к кадровому обеспечению, контролю качества услуги.
Может быть, выводы сделаны, но нам об этом не известно. Важно ответить себе на вопрос: можно ли доверять компетентности такого участника информационного рынка?
Далее. Мне достаточно часто приходилось слышать от представителей зарубежных компаний, что одна из серьезных проблем нашей российской экономики в том, что мы находимся «вне информационного поля», т.е. не знаем о том, что происходит в мире, и сами являемся закрытыми, изолированными. Соответствует ли это действительности? Не уверен.
Консалтинг является сферой деятельности, где «прозрачность» (бизнеса и деятельности) и «надежность» – почти синонимы. Так вот, открытость всех серьезных игроков российского происхождения несопоставимо выше, чем это качество применительно к международным компаниям: даже о безусловных лидерах в своей отрасли невозможно узнать – кто учредитель компании, каковы итоги ее деятельности за предыдущий год, и так далее.
- То есть вы считаете, что информационная открытость российского бизнеса бывает и выше, чем зарубежного?
- Однозначно выше. Этот вопрос даже обсуждать не стоит. По крайней мере, если говорить о консалтинговом бизнесе – достаточно открыть, скажем, ежегодный рейтинг «Эксперта», и получить базовую информацию о российских компаниях, но не о западных (например – «КПМГ» и «Эрнст и Янг»).
Еще один пример. Несколько лет назад нам надо было установить контакт с российским представительством одного из крупных международных банков. Мы столкнулись с двумя представительными мужчинами, каждый из них утверждал на деловых встречах, что именно он и есть надлежащее лицо, а второй ему известен, но исключительно, как аферист.
Мы решили поступить цивилизованно – обратились с запросом в одну из ведущих международных компаний, занимающихся деловой информацией, в частности, составлением бизнес-справок и оценкой благонадежности потенциальных партнеров. Нас интересовало, кто в Петербурге является официальным представителем конкретного банка. Нам сразу прислали контракт, предусматривавший стопроцентную предоплату…
И в итоге мы получили, на очень красивом бланке, результат следующего содержания: компания сообщала нам, что сделала несколько телефонных звонков (номера указывались), и по одному из них никто не ответил, по другому находилась иная организация, по третьему тоже не ответили ничего внятного. В общем: «Не представилось возможным» (из милицейского канцеляризма). И все.
Мы не подали в суд только потому, что период в жизни фирмы был очень ответственный и напряженный, проще было списать убыток, чем отвлекаться на скандал. Но, суммируя свой опыт общения с различными информационными компаниями, могу сказать, что этот случай для рынка скорее типичный, чем из ряда вон выходящий.
- И вы уверены, что, обратившись в информационную компанию, скорее получите такую услугу, чем качественную?
- Нет, так я не могу сказать. Просто по нашему опыту есть целый ряд нюансов, которые всегда следует учитывать.
- Например?
- Например, что компании, работающие в интересах игроков инвестиционного рынка, зачастую являются не самостоятельными игроками, а звеньями в цепочке тех или иных процессов, целью которых далеко не всегда является сбор и распространение достоверной информации. Точно так же, как есть и недобросовестные аудиторы, которые составляют липовые отчеты, а потом «взрываются» дела вроде Enron’a или WorldCom’a. Свое мнение об этом я достаточно подробно изложил в статье «Заговор «чайников».
Честно говоря, из всех участников информационного рынка, с которыми работала наша компания, наиболее адекватные данные мы получали от профессиональных детективных агентств. Им совершенно все равно, что мы дальше будем делать с этой информацией, поэтому они за очень приемлемые деньги всякий раз обеспечивали нас как хорошими первичными фактами, так и аналитикой, как правило, их выводы были дискуссионными, но интересными.
Далее. Существует большой рынок, на котором работают маркетинговые и социологические компании. Что он из себя представляет? На мой взгляд – большое количество игроков, которые по демпинговым ценам проводят разного рода полевые работы, с достаточно плохой методологией и сомнительным качеством исполнения.
Обычно очень сложно понять, как собиралась информация – действительно в «поле» или же анкеты заполнялись, не выходя из кабинетов. Поэтому мы в свое время создали собственную компанию «RMC», которая занимается маркетинговыми и социологическими исследованиями, а так же консалтингом. Поскольку я был одним из тех, кто создавал эту компанию, и мне на сегодня принадлежит ее контрольный пакет, я хорошо понимаю, как она работает и доверяю материалам, которые она выпускает.
- Сегодня «RMC» – основной поставщик исследовательской информации для «ИПП»?
- Рыночной – да. Под заказ мы приобретаем только те продукты, которые не можем качественно и в короткий срок выпустить сами. Например, если требуется оценка глобальных тенденций рынка энергетики, нам проще обратиться в профильный институт и приобрести у них соответствующий отчет. Так что оценивая наш статус на информационном рынке, можно сказать, что мы являемся постоянными потребителями и эпизодическими покупателями.
- Уточните, если взять ваши информационные потребности за сто процентов, сколько из них покрывают приобретенные у сторонних источников материалы?
- Примерно двадцать пять процентов. Еще четверть – это работа «RMC». Оставшаяся половина – это инициативный поиск наших сотрудников. У нас слишком широк спектр интересов, чтобы систематически закупать информационные продукты по всем направлениям. В этом случае стоимость работы компании значительно бы возросла. Поэтому, к примеру, наш отдел оценки недвижимости имеет собственную базу данных, которая служит хорошим инструментом для проведения собственных исследований. Я сам лично собираю всю информацию, касающуюся нашего рынка (аудит, консалтинг и юридические услуги). Пресс-служба ИПП обеспечивает меня информацией по моим «точечным» запросам.
Я вообще считаю, что профессионалам из всех областей – и аналитикам, и оценщикам, и аудиторам, и юристам, полезно находиться в информационном поле. Они лучше, чем кто-либо, знают, в чем именно нуждаются, и могут вполне успешно обеспечивать себя необходимой для работы информацией. Самостоятельный поиск и стимулирует саморазвитие, и снижает внутренние расходы компании. Насколько мне известно, такой подход – нормальная практика работы для консалтинговых компаний.
- «ИПП» - основной заказчик у «RMC»?
- Нет. Эта фирма – одна из наших зарабатывающих структур, и она работает в основном на внешний рынок. «RМС» имеет собственную клиентскую базу, не совпадающую с базой «ИПП», и свои отраслевые предпочтения, например – строительство и строительные материалы, обрабатывающие отрасли промышленности, оптовая торговля и ритейл.
- Но инициативных исследований, насколько мне известно, она не проводит?
- Нет. В свое время нас пытались привлечь на рынок готовых исследований, но нам он не интересен. Это сегмент дешевого продукта, высококонкурентный и малоприбыльный. А наш продукт предусматривает глубокую переработку информации, мы производим знания, это наш профиль. И этот продукт находит спрос, в том числе у иностранных заказчиков.
- Несмотря на кризис, наш рынок по-прежнему интересен иностранным инвесторам?
- Инвесторы из России не уходили, кроме тех, кто играл на фондовом рынке. Многие из тех, кто делал стратегические вложения, остались. Появились и новые инвесторы. Есть как позитивные, так и негативные тренды – безусловно, но говорить, что все убежали – неправильно.
- По вашему мнению, нынешние изменения в экономике стимулируют спрос на информационном рынке?
- По-моему – они стимулируют спрос на серьезную деловую информацию. Особенно, связанную с реальным сектором экономики, с исследованиями ценовых трендов, с развитием отдельных секторов и отраслей, с прогнозированием спроса и предложения.
Беседу вел
Владимир Хозиков
фото предоставлено «ИПП»
Компания «Институт проблем предпринимательства» (ИПП) была создана в 1992 году. С 1997 года «ИПП» является крупнейшей консалтинговой компанией Северо-Запада РФ и одной из ведущих компаний России. По итогам 2007 года «Институт проблем предпринимательства» занимает в сфере оценочной деятельности 1 место среди аудиторско-консалтинговых компаний России (журнал «Эксперт» №12, 2008). С 2000 года работает представительство ИПП в Москве.
С 2004 года «ИПП» является членом одной из крупнейших международных аудиторских сетей Kreston International. Компания входит в состав Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты и ТПП Ленинградской области. В 2005 году «ИПП» стал первым полноправным членом Международной торговой палаты (МТП) среди компаний Северо-Запада России. С 2006 года – член Российско-Британской торговой палаты и консультант Генерального консульства Германии в Санкт-Петербурге. С 2008 года – член Американской торговой палаты в России и Финско-Российской Торговой Палаты.
Романовский Владимир Борисович - директор ООО «Институт проблем предпринимательства» (ИПП).
Родился 23 января 1964 г. в Ленинграде. С 1981 по 1986 - студент юридического факультета Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова. Трудовой путь начал в 18 лет. Работал на Октябрьской железной дороге, на Кировском заводе. После окончания университета работал следователем в органах внутренних дел Ленинграда и Ленинградской области (1986-89).
Во время службы прошел офицерскую подготовку в Высшей следственной школе МВД СССР (г. Волгоград) по специальности «следователь». Преподавал у-шу (1987-92). С 1989 – юрист в коммерческих организациях. В 1992 г. на базе коллектива юристов, обслуживавших 4 крупных предприятия, создал фирму «Институт проблем предпринимательства» (ИПП) и возглавил ее.
В 2004 году В.Б.Романовский в рамках проекта газеты «Деловой Петербург» назван лучшим менеджером рынка аудита и консалтинга.
Холост, имеет двоих детей и внучку.
Увлекается спортом (вольная борьба). Предпочитает историческую литературу.
(с) ООО «Деловая информация» / «Журнал для исследователей рынков»