Рынок информации находится в зачаточном состоянии

10:24 07 апреля 2009 года

О видимых и скрытых «подводных камнях» информационного рынка директор крупнейшей на Северо-Западе России консалтинговой компании «Институт проблем предпринимательства»  Владимир Романовский говорит весьма откровенно и со знанием дела – ведь он может видеть ситуацию сразу с двух точек: производителя и потребителя.К сожалению, наш информационный рынок находится в плачевном состоянии. Причин много, разных.

 

- Насколько по вашей оценке консалтинговый бизнес обеспечен информацией?

- Традиционно консультантам информация нужна, прежде всего, для выпуска своего продукта. Поэтому мы являемся постоянным и устойчивым потребителем деловой информации. Причем не только экономической, но и социальной и политической, поскольку значение этих факторов для бизнеса никак нельзя недооценивать.

К сожалению, наш информационный рынок находится в плачевном состоянии. Причин много, разных.

Первая – рынок не сформирован, как таковой. Правила административного и экономического регулирования установлены и внедрены в недостаточной степени, участников процесса мало, соответственно – их отбор находится в зачаточном состоянии.

Примеры известны всем: одно из крупнейших агентств деловой информации, которое, с одной стороны, предоставляет своим клиентам данные (и рекомендации!) по рынкам ценных бумаг, а с другой стороны - самостоятельно играет на этом рынке, но, едва наступает кризисный период, несет на этом огромные убытки и фактически объявляет дефолт. У агентства формируется новый пул собственников, но ни слова о том, что меняется отношение к методологии сбора и анализа деловой информации, к кадровому обеспечению, контролю качества услуги.

Может быть, выводы сделаны, но нам об этом не известно. Важно ответить себе на вопрос: можно ли доверять компетентности такого участника информационного рынка?

Далее. Мне достаточно часто приходилось слышать от представителей зарубежных компаний, что одна из серьезных проблем нашей российской экономики в том, что мы находимся «вне информационного поля», т.е. не знаем о том, что происходит в мире, и сами являемся закрытыми, изолированными. Соответствует ли это действительности? Не уверен.

Консалтинг является сферой деятельности, где «прозрачность» (бизнеса и деятельности) и «надежность» – почти синонимы. Так вот, открытость всех серьезных игроков российского происхождения несопоставимо выше, чем это качество применительно к международным компаниям: даже о безусловных лидерах в своей отрасли невозможно узнать – кто учредитель компании, каковы итоги ее деятельности за предыдущий год, и так далее.

- То есть вы считаете, что информационная открытость российского бизнеса бывает и выше, чем зарубежного?

- Однозначно выше. Этот вопрос даже обсуждать не стоит. По крайней мере, если говорить о консалтинговом бизнесе – достаточно открыть, скажем, ежегодный рейтинг «Эксперта», и получить базовую информацию о российских компаниях, но не о западных (например – «КПМГ» и «Эрнст и Янг»).

Еще один пример. Несколько лет назад нам надо было установить контакт с российским представительством одного из крупных международных банков. Мы столкнулись с двумя представительными мужчинами, каждый из них утверждал на деловых встречах, что именно он и есть надлежащее лицо, а второй ему известен, но исключительно, как аферист.

Мы решили поступить цивилизованно – обратились с запросом в одну из ведущих международных компаний, занимающихся деловой информацией, в частности, составлением бизнес-справок и оценкой благонадежности потенциальных партнеров. Нас интересовало, кто в Петербурге является официальным представителем конкретного банка. Нам сразу прислали контракт, предусматривавший стопроцентную предоплату…

И в итоге мы получили, на очень красивом бланке, результат следующего содержания: компания сообщала нам, что сделала несколько телефонных звонков (номера указывались), и по одному из них никто не ответил, по другому находилась иная организация, по третьему тоже не ответили ничего внятного. В общем: «Не представилось возможным» (из милицейского канцеляризма). И все.

Мы не подали в суд только потому, что период в жизни фирмы был очень ответственный и напряженный, проще было списать убыток, чем отвлекаться на скандал. Но, суммируя свой опыт общения с различными информационными компаниями, могу сказать, что этот случай для рынка скорее типичный, чем из ряда вон выходящий.

- И вы уверены, что, обратившись в информационную компанию, скорее получите такую услугу, чем качественную?

- Нет, так я не могу сказать. Просто по нашему опыту есть целый ряд нюансов, которые всегда следует учитывать.

- Например?

Честно говоря, из всех участников информационного рынка, с которыми работала наша компания, наиболее адекватные данные мы получали от профессиональных детективных агентств.- Например, что компании, работающие в интересах игроков инвестиционного рынка, зачастую являются не самостоятельными игроками, а звеньями в цепочке тех или иных процессов, целью которых далеко не всегда является сбор и распространение достоверной информации. Точно так же, как есть и недобросовестные аудиторы, которые составляют липовые отчеты, а потом «взрываются» дела вроде Enron’a или WorldCom’a. Свое мнение об этом я достаточно подробно изложил в статье «Заговор «чайников».

Честно говоря, из всех участников информационного рынка, с которыми работала наша компания, наиболее адекватные данные мы получали от профессиональных детективных агентств. Им совершенно все равно, что мы дальше будем делать с этой информацией, поэтому они за очень приемлемые деньги всякий раз обеспечивали нас как хорошими первичными фактами, так и аналитикой, как правило, их выводы были дискуссионными, но интересными.

Далее. Существует большой рынок, на котором работают маркетинговые и социологические компании. Что он из себя представляет? На мой взгляд – большое количество игроков, которые по демпинговым ценам проводят разного рода полевые работы, с достаточно плохой методологией и сомнительным качеством исполнения.

Обычно очень сложно понять, как собиралась информация – действительно в «поле» или же анкеты заполнялись, не выходя из кабинетов. Поэтому мы в свое время создали собственную компанию «RMC», которая занимается маркетинговыми и социологическими исследованиями, а так же консалтингом. Поскольку я был одним из тех, кто создавал эту компанию, и мне на сегодня принадлежит ее контрольный пакет, я хорошо понимаю, как она работает и доверяю материалам, которые она выпускает.

- Сегодня «RMC» – основной поставщик исследовательской информации для «ИПП»?

- Рыночной – да. Под заказ мы приобретаем только те продукты, которые не можем качественно и в короткий срок выпустить сами. Например, если требуется оценка глобальных тенденций рынка энергетики, нам проще обратиться в профильный институт и приобрести у них соответствующий отчет. Так что оценивая наш статус на информационном рынке, можно сказать, что мы являемся постоянными потребителями и эпизодическими покупателями.

- Уточните, если взять ваши информационные потребности за сто процентов, сколько из них покрывают приобретенные у сторонних источников материалы?

- Примерно двадцать пять процентов. Еще четверть – это работа «RMC». Оставшаяся половина – это инициативный поиск наших сотрудников. У нас слишком широк спектр интересов, чтобы систематически закупать информационные продукты по всем направлениям. В этом случае стоимость работы компании значительно бы возросла. Поэтому, к примеру, наш отдел оценки недвижимости имеет собственную базу данных, которая служит хорошим инструментом для проведения собственных исследований. Я сам лично собираю всю информацию, касающуюся нашего рынка (аудит, консалтинг и юридические услуги). Пресс-служба ИПП обеспечивает меня информацией по моим «точечным» запросам. 

Я вообще считаю, что профессионалам из всех областей – и аналитикам, и оценщикам, и аудиторам, и юристам, полезно находиться в информационном поле. Они лучше, чем кто-либо, знают, в чем именно нуждаются, и могут вполне успешно обеспечивать себя необходимой для работы информацией. Самостоятельный поиск и стимулирует саморазвитие, и снижает внутренние расходы компании. Насколько мне известно, такой подход – нормальная практика работы для консалтинговых компаний.

- «ИПП» - основной заказчик у «RMC»?

- Нет. Эта фирма – одна из наших зарабатывающих структур, и она работает в основном на внешний рынок. «RМС» имеет собственную клиентскую базу, не совпадающую с базой «ИПП», и свои отраслевые предпочтения, например – строительство и строительные материалы, обрабатывающие отрасли промышленности, оптовая торговля и ритейл.

- Но инициативных исследований, насколько мне известно, она не проводит?

- Нет. В свое время нас пытались привлечь на рынок готовых исследований, но нам он не иВ свое время нас пытались привлечь на рынок готовых исследований, но нам он не интересен. Это сегмент дешевого продукта, высококонкурентный и малоприбыльный.нтересен. Это сегмент дешевого продукта, высококонкурентный и малоприбыльный. А наш продукт предусматривает глубокую переработку информации, мы производим знания, это наш профиль. И этот продукт находит спрос, в том числе у иностранных заказчиков.

- Несмотря на кризис, наш рынок по-прежнему интересен иностранным инвесторам?

- Инвесторы из России не уходили, кроме тех, кто играл на фондовом рынке. Многие из тех, кто делал стратегические вложения, остались. Появились и новые инвесторы. Есть как позитивные, так и негативные тренды – безусловно, но говорить, что все убежали – неправильно.

- По вашему мнению, нынешние изменения в экономике стимулируют спрос на информационном рынке?

- По-моему – они стимулируют спрос на серьезную деловую информацию. Особенно, связанную с реальным сектором экономики, с исследованиями ценовых трендов, с развитием отдельных секторов и отраслей, с прогнозированием спроса и предложения.

 

Беседу вел

Владимир Хозиков

фото предоставлено «ИПП»

 

 

Компания  «Институт проблем предпринимательства» (ИПП) была создана в 1992 году. С 1997 года «ИПП» является крупнейшей консалтинговой компанией Северо-Запада РФ и одной из ведущих компаний России. По итогам 2007 года «Институт проблем предпринимательства» занимает в сфере оценочной деятельности 1 место среди аудиторско-консалтинговых компаний России (журнал «Эксперт» №12, 2008). С 2000 года работает представительство ИПП в Москве.

С 2004 года «ИПП» является членом одной из крупнейших международных аудиторских сетей Kreston International. Компания входит в состав Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты и ТПП Ленинградской области. В 2005 году «ИПП» стал первым полноправным членом Международной торговой палаты (МТП) среди компаний Северо-Запада России. С 2006 года – член Российско-Британской торговой палаты и консультант Генерального консульства Германии в Санкт-Петербурге. С 2008 года – член Американской торговой палаты в России и Финско-Российской Торговой Палаты.

 

Романовский Владимир Борисович - директор ООО «Институт проблем предпринимательства» (ИПП).

Родился 23 января 1964 г. в Ленинграде. С 1981 по 1986 - студент юридического факультета Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова. Трудовой путь начал в 18 лет. Работал на Октябрьской железной дороге, на Кировском заводе. После окончания университета работал следователем в органах внутренних дел Ленинграда и Ленинградской области (1986-89).

Во время службы прошел офицерскую подготовку в Высшей следственной школе МВД СССР (г. Волгоград) по специальности «следователь». Преподавал у-шу (1987-92). С 1989 – юрист в коммерческих организациях. В 1992 г. на базе коллектива юристов, обслуживавших 4 крупных предприятия, создал фирму «Институт проблем предпринимательства» (ИПП) и возглавил ее.

В 2004 году  В.Б.Романовский в рамках проекта газеты «Деловой Петербург» назван лучшим менеджером рынка аудита и консалтинга.

Холост, имеет двоих детей и внучку.

Увлекается спортом (вольная борьба). Предпочитает историческую литературу.

 

 

(с) ООО «Деловая информация» / «Журнал для исследователей рынков»