Директор по маркетингу: обязанности и требования

10:52 22 сентября 2009 года

В целом на рынке сформировано несколько базовых «пакетов» профессиональных требований к кандидатам на должность директоров по маркетингу – в зависимости от величины профиля компании. Но, если специалиста берут под конкретный проект, то наряду с базовыми условиями могут потребовать и наличия специфического опыта и знаний.

 

Неделю назад мы опубликовали некоторые данные по зарплатам директоров по маркетингу в крупнейших мегаполисах России. Сегодня, продолжая тему, приводим данные по требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность директора по маркетингу и должностным обязанностям, которые связаны с замещением этой позиции.  
 

- Минимальный уровень образования для кандидата на позицию директора по маркетингу - высшее, МВА желательно, но не обязательно, - рассказывает консультант Morgan Hunt (Москва) Лидия Жирнова. - Стаж - как правило, от 2-х лет в аналогичной должности. Правда, иногда бывают компромиссы: например, серьёзный опыт на предыдущей ступени (название должности в каждом конкретном случае зависит от структуры компании и ее размера - например, маркетинг-менеджер по сути обладает всей ответственностью директора по маркетингу). А для небольшой компании на позицию директора по маркетингу может подойти маркетинг-менеджер из крупной.


Так же, по словам Лидии Жирновой, важен менеджерский опыт, опыт управления бюджетом. А вот внимание к достижениям кандидата зависит от задач будущего работодателя. Если требуются какие-то серьёзные подвиги (перезапуск бренда, спасение бизнеса), то хотят с похожим опытом. Если нет, то нет.


Схожую оценку даёт и эксперт по петербургскому кадровому рынку.
По словам старшего консультанта Morgan Hunt (Санкт-Петербург) Натальи Ивановой, соискатель на должность директора по маркетингу должен иметь опыт работы аналогичной должности от 3-х лет, опыт руководства командой. Обязателен успешный опыт реализованных проектов по продвижению продукта и выполненных маркетинговых задач.


Дополнительное бизнес-образование будет плюсом (но не является обязательным).


- Работодатели обращают внимание на сферу деятельности компаний, в которых работал кандидат, - продолжает Наталья Иванова. - Обычно FMCG-компании стремятся брать людей из аналогичной отрасли, тоже самое касается рынка B2B, а вот B2C и рынок услуг готовы рассматривать кандидатов с опытом в других сферах. Важен опыт с крупными брендинговыми, рекламными и аналитическими агентствами. Также важно, чтобы бюджет отдела маркетинга, в котором работал кандидат, был не меньше маркетингового бюджета компании, которая ищет себе директора по маркетингу. Наконец, в зависимости от компании возникает требования знания английского языка.


Что касается личностных качеств, то, по словам Натальи Ивановой, здесь работодатель хочет видеть на позиции директора по маркетингу лидера, человека, способного управлять изменениями, организовывать команду, эффективно работать с руководителями других направлений и руководством компании.

 

Специалисты Исследовательского центра портала SuperJob.ru разделили профессиональные требования к директорам по маркетингув соответствии с выявленными зарплатными диапазонами (подробнее о них  в предыдущей статье ) данной категории специалистов.    

  

Зарплатный диапазон

Требования и пожелания к профессиональные навыкам

 

 

 

1

 

 

 

I

- высшее образование (маркетинг / экономика / менеджмент) или высшее образование + дополнительное образование в сфере маркетинга;
- знание методов изучения мотивации потребителей;
- знание методологии проведения маркетинговых исследований;
- знание специфики профильного рынка;
- навыки анализа ценовой политики, проведения конкурентного анализа;
- отличные переговорные и организаторские навыки;
- уверенный пользователь ПК (1С, MS Office, Power Point);
- опыт планирования и бюджетирования маркетинговой деятельности;
- опыт разработки и проведения эффективных маркетинговых и рекламных мероприятий;
- опыт работы в сфере маркетинга на руководящих должностях от 1 года;

 

 

2

 

 

II

- успешный опыт разработки и реализации маркетинговой стратегии;
- опыт работы в сфере маркетинга на руководящих должностях от 2-х лет;

возможные пожелания:
- знание английского языка на разговорном или свободном уровне;
- опыт создания отдела маркетинга с «нуля»;

3

III

- опыт работы в сфере маркетинга на руководящих должностях от 4-х лет.

 

В целом, отмечают аналитики SuperJob.ru, соискателям на эту должность необходимо обладать комплексом знаний, достаточных для эффективного выполнения основных функциональных обязанностей директора по маркетингу. К ним, по данным SuperJob.ru, относятся мониторинг и анализ рынка, каналов сбыта, конкурентной среды и ценовой политики компании, прогнозирование продаж, разработка и организация проведения маркетинговых исследований и мероприятий, методическое сопровождение процесса продаж а так же составление и реализацию маркетингового плана, планирование бюджета своего отдела и контроль его исполнения.


Соответственно, необходимо знать: специфику профильного рынка и методологию проведения маркетинговых исследований, планирование и бюджетирование маркетинговой деятельности, иметь опыт разработки и проведения эффективных маркетинговых и рекламных мероприятий. Пригодятся также навыки проведения конкурентного анализа и исследования ценовой политики, опыт ведения переговоров и организаторские способности. 

 

Консультант компании AVANTA Personnel Мария Румянцева отмечает, что в «пакет» базовых требований к руководителям-маркетологам входят высшее образование в сфере маркетинга, минимальный опыт работы (от полугода) на аналогичной позиции, опыт взаимодействия с клиентами, опыт организации и проведения маркетинговых мероприятий, опыт взаимодействия со СМИ, и безусловно креативность и творческий подход к реализации проектов.


Для руководящих позиций в крупных компаниях, кроме перечисленного выше, необходимо иметь опыт разработки маркетинговых программ, внедрения маркетинговой политики, опыт составления и согласования бюджета, и, безусловно, умение грамотно организовать работу своих подчиненных. Знание иностранных языков – это важный критерий отбора в западные компании.



Согласно исследованию SuperJob.ru:

·        возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда директоров по маркетингу - 27-45 лет;

·        директора по маркетингу в возрасте до 30 лет составляют 28% от общего числа директоров по маркетингу; в возрасте от 30 до 40 лет – 50%, в возрасте от 40 до 50 – 20%;

·        58% директоров по маркетингу – мужчины;

·        40% директоров по маркетингу владеют английским языком на базовом уровне и на уровне, достаточном для чтения специализированной литературы; 50% - на разговорном и свободном уровнях;

·        99% директоров по маркетингу имеют высшее образование;

·        78% директоров по маркетингу имеют водительские права категории «В».

 

(с) «Деловая информация»