Деловых людей призывают уважать статистику

12:54 23 декабря 2009 года

Используя в качестве отправной точки слова президента России Дмитрия Медведева «Производительность труда большинства наших предприятий позорно низка», высказанные им в недавней статье «Россия, вперёд»», генеральный директор компании «ВладВнешСервис» Жанна Мартынова предлагает несколько возможностей сделать отечественный бизнес эффективнее. Речь о снижении затрат на мониторинг рыночной среды и повышении ответственности владельцев и руководителей компаний за точность предоставляемых статистических данных. От этих инициатив, честно говоря, отдаёт неистребимым идеализмом, но высказываются они явно искренне. Очевидно, что проблема некорректных первичных данных для исследователя – весьма наболевшая. 

 

 

Не доверяем, потому что сами искажаем 

 

Как сегодня бизнесу ориентироваться в рыночном пространстве? Доступный способ – изучение статистики, собираемой Росстатом и Федеральной таможенной службой. Уверена, что, прочитав названия этих ведомств, читатели отрицательно покачают головой: информация из этих источников не вызывает доверия. Почему? Потому, что бизнес, который отчитывается перед этими инстанциями, понимает, какую липу подчас сдает. Возьмем такой показатель, как объем произведенной продукции, и рассмотрим причины искажений:

·        предприятия неправильно выбирают отчетную позицию (так, фирма, производящая и бутылки, и банки, не задумываясь, относит всю стеклотару к позиции «бутылка»); 

·        некорректность формулировок классификаторов (например, часть производителей листового стекла отчитывается по позиции «оконное стекло», часть – по позиции «строительное стекло»); 

·        приписки по просьбе местной администрации: завышенные объемы нужны, чтобы создать благополучный имидж региону; ± сокрытие реальных объемов в целях создания «неучтенки»; 

·        отсутствие названия товара в классификаторе. 

 

Если говорить о статистике ФТС, то здесь чудес не меньше. Главная причина – стремление минимизировать ввозные пошлины. Вот и становятся на бумаге компьютеры – мышками, обувь – шнурками, а кузова новых грузовых автомобилей – деталями. Получается: не доверяем, потому что сами искажаем.

 

 

Что вызывает доверие? 

 

Некоторые скажут, что готовы положиться на данные маркетинговых исследований на основе опросных методов. Но цена таких исследований резко увеличивает затраты на бизнес, а вот утверждать, что достоверность цифр при этом значительно возрастает, сложно. 

 

Предпринимаются попытки создания альтернативных статистических ресурсов. В качестве примера можно упомянуть деятельность Ассоциации европейского бизнеса (англ. Association of European Business – AEB) – организации, объединяющей иностранные бизнесы в России. Один из комитетов ассоциации проводит мониторинг продаж автомобилей в России. Все участники рынка отчитываются перед ним о продажах без искажений, потому что понимают: итоговые сведения дадут точное представление о тенденциях автомобильного рынка и сэкономят драгоценное время для принятия решений. 

 

Вместе с тем во многих случаях идея объединения конкурентов для создания «продуктов навигации» заканчивается ничем. 

 

В общем, трудностей и так было немало, но в этом году бизнесу стало еще сложнее следить за ситуацией на рынке. Росстат в мае закрыл возможность пользования статистикой производства продукции отдельными предприятиями. Причина – заявление одной компании, что объемы производства ее продукции – это большая тайна. 

 

Рискну оспорить это решение. Практика многих стран показывает, что балансы предприятий – вещь открытая. Да и мы уже начали привыкать к тому, что выручка и прибыль – предмет не только гласности, но и гордости компании. Так почему же кто-то настаивает на сокрытии данных? На ум приходит только один ответ: потому что у кого-то не все чисто. В итоге пострадало все бизнес-сообщество, поэтому решение Росстата я считаю как минимум недальновидным, особенно с учетом такого непростого для бизнеса времени.

 

Как избежать эффекта бумеранга 

 

Мы предлагаем создать быстро обновляемые, достоверные и доступные всем статистические ресурсы. Зарубежные аналоги есть, и как же они облегчают жизнь бизнесу и, конечно же, делают его производительность выше! Чтобы создать подобные ресурсы, требуются старания и чиновников, и бизнесменов. Причем первым лицам компаний только и нужно, что подавать статистическую отчетность как она есть. Иначе – жизнь по закону бумеранга. Сегодня – липа в своих цифрах, завтра – недоверие и осуждение всего, что из них получилось, послезавтра – поиск своей стратегии и заказ маркетинговых исследований стоимостью в цифру с пятью нулями и пятимесячное ожидание (или работа вслепую). 

 

Что же касается представителей государства, то мы предлагаем следующее: 

 

1. Открыть бизнесменам доступ к данным о производстве продукции предприятиями России. 

 

2. Скорректировать действующие классификаторы продукции с учетом пожеланий отраслевых союзов и ассоциаций. 

 

3. Усилить ответственность первых лиц предприятий за недостоверное декларирование объемов производства (сегодняшние 500 рублей штрафа за искажение данных никак не вяжутся с последствиями такой отчетности, ведь на ее основе разрабатываются правительственные планы). 

 

4. К созданию федеральных статистических ресурсов привлекать отечественные статистические агентства. 

 

Нам очень важно качество не только передачи информации, но и самой информации. Во многих случаях как раз оно и позволит повысить позорно низкую производительность труда.

 

Статья Жанны Мартыновой (оригинальное название: «Статистика как навигатор бизнеса») опубликована в журнале «Генеральный директор» (№12/2009).

 


источник:
«ВладВнешСервис»
илл.: getfreeimage


Ранее по теме «Статистика»: 

2009.11.23.
Аналитики недвижимости не гарантируют корректной информации
2009.10.13. Можно ли хоть немного верить государственной статистике?